Изучение механики науки о перемещении тел или частей тела относительно друг друга мы начнем со знакомства с ее простейшим разделом кинематикой. Кинематика рассматривает движение с геометрической точки зрения, не анализируя причин (т.е. сил), придающих ему тот или иной характер. От геометрии она отличается, по существу, лишь необходимостью учета времени.
Понятия пространства и времени, используемые для описания движения, являются весьма сложными по своему смыслу и не поддаются определению через другие более простые понятия. Однако все мы интуитивно представляем, что это такое: ведь в значительной степени суть этих понятий содержится в самой процедуре их измерения, а с этой процедурой мы хорошо знакомы из повседневного опыта. В механике Ньютона метрические свойства пространства и времени считаются абсолютными, не зависящими друг от друга и от движения наблюдателя, производящего измерения*).
Как же практически определяются длины отрезков и длительности временных интервалов? По принципу, лежащему в основе многих измерений в физике: путем сравнения с установленной единицей. Для нахождения длины какого-либо отрезка нужно взять единицу длины и посмотреть, сколько раз она (или какая-либо известная ее часть) содержится в этом отрезке. Аналогично мерится и время, хотя его измерение и имеет свою специфику: один и тот же интервал нельзя измерить дважды и одну и ту же "единицу времени" нельзя (как единицу длины) "прикладывать" к различным частям измеряемого интервала, чтобы узнать, сколько раз она в нем содержится. Поэтому приходится использовать много одинаковых временных единиц, вплотную примыкающих друг к другу и целиком заполняющих рассматриваемый отрезок времени. Такой последовательностью единиц может служить какой-либо периодический процесс, т.е. процесс, при котором измерительное устройство в точности повторяет раз за разом одинаковые движения. Число единиц-периодов, укладывающихся на определенном интервале, и называется его длительностью**).
Одним из центральных вопросов метрологии науки об измерениях является вопрос выбора и воспроизведения эталонов длины и времени. До сравнительно недавнего времени (еще несколько десятилетий назад) эталоны эти связывались с протяженностью определенного (Парижского) меридиана земного шара***) и длительностью суточного вращения Земли. В настоящее время приняты новые, значительно более стабильные и достаточно легко воспроизводимые эталоны (равные с максимально достижимой сегодня точностью старым, величины которых на текущий момент и были зафиксированы новыми стандартами). Сейчас метр, служащий эталоном длины (и являющийся одновременно ее единицей в системе СИ) это длина пути, проходимого светом в вакууме за строго определенное время. Эталон же времени секунда (одновременно и единица времени в СИ) это интервал, равный заданному числу периодов излучения атома цезия-133 тоже при фиксированных условиях.
Для описания движения тел мало уметь измерять расстояния и времена. Нужно знать еще, от какого момента следует отсчитывать время и от какой точки (или каких точек) и куда расстояния. Другими словами, любое движение должно рассматриваться в определенной системе отсчета. Под системой отсчета мы понимаем произвольно выбранное твердое тело так называемое тело отсчета****) , связанную с этим телом систему координат и прибор для измерения времени "часы". Задание системы координат предполагает выбор тех величин, которыми определяется положение тела в пространстве, а также указание того, откуда и как их откладывать. Наиболее распространенной является декартова система координат, однако существуют и другие (например, цилиндрическая, сферическая и проч.). Часы должны показывать время тоже относительно начала отсчета.
В различных системах отсчета одно и то же движение может выглядеть совершенно по-разному. Например, брошенный вертикально вверх с палубы равномерно плывущего корабля мяч движется относительно палубы по прямой, в то время как наблюдателю, стоящему на берегу, это движение представится уже криволинейным. Если этот наблюдатель сядет еще и во вращающуюся карусель и свяжет с ней координатную систему, то в этой системе движение мяча еще более усложнится. В каждом конкретном случае, конечно, нужно выбирать такую систему отсчета, в которой рассматриваемое явление выглядит наиболее просто. Это единственный критерий выбора системы отсчета в кинематике. Никаких принципиальных преимуществ здесь у одной системы перед другой (в отличие от динамики) не существует. Связано это с тем обстоятельством, что все "законы" кинематики исчерпываются процедурами измерения длин и времен, а процедуры эти (по определению) совершенно одинаковы в любой системе отсчета. Именно поэтому все они и оказываются абсолютно равноправными.
Как же в самом общем случае описать движение окружающих нас объектов, которые могут иметь очень сложное строение и двигаться весьма разнообразно? Для такого описания поступают следующим образом: разбивают исследуемое тело на малые элементы и следят за перемещениями каждого из них. Элементы эти должны быть настолько малыми, чтобы все частицы любого из них двигались одинаково в пределах заданной точности. Размеры и форма такого элемента оказываются при этом уже несущественными, ибо движение его полностью определяется движением какой-либо одной его точки. Такие элементы называются материальными точками*) . Например, соскальзывающий с треугольной призмы (наклонной плоскости) брусок можно считать материальной точкой, а скатывающийся с нее цилиндр, каким бы малым он ни был по сравнению с призмой, нельзя: благодаря вращению различные части цилиндра движутся существенно по-разному и это сказывается на движении его центра.
Понятие материальной точки является весьма важным в механике, ибо, с одной стороны, выделяет перед нами простейший объект для исследования, с другой определяет "универсальный" элемент, из совокупности которых может быть составлена любая сколь угодно сложная система. Итак, для описания движения произвольной совокупности тел, в принципе, достаточно уметь описывать движение материальной точки.
Задать движение точки означает задать ее положение в каждый момент времени. Положение это должно определяться, как уже отмечалось, в какой-либо системе координат. Однако для этого не обязательно всегда задавать сами координаты; можно использовать величины, так или иначе с ними связанные. Ниже описаны три основных способа задания движения точки.
Рис. 1 |
1. Естественный способ. Этим способом пользуются, если известна траектория движения точки. Траекторией называется совокупность точек пространства, через которые проходит движущаяся материальная частица. Это линия, которую она вычерчивает в пространстве. При естественном способе необходимо задать (рис. 1):
а) траекторию движения (относительно какой-либо системы координат);
б) произвольную точку на ней нуль, от которого отсчитывают расстояние S до движущейся частицы вдоль траектории;
в) положительное направление отсчета S (при смещении точки М в противоположном направлении S отрицательно);
г) начало отсчета времени t;
д) функцию S(t), которая называется законом движения**) точки.
2. Координатный способ. Это наиболее универсальный и исчерпывающий способ описания движения. Он предполагает задание:
а) системы координат (не обязательно декартовой) q1, q2, q3;
б) начало отсчета времени t;
в) закона движения точки, т.е. функций q1(t), q2(t), q3(t).
Говоря о координатах точки, мы всегда будем иметь в виду (если не оговорено противное) ее декартовы координаты.
3. Векторный способ. Положение точки в пространстве может быть определено также и радиус-вектором, проведенным из некоторого начала в данную точку (рис. 2). В этом случае для описания движения необходимо задать:
а) начало отсчета радиус-вектора r;
б) начало отсчета времени t;
в) закон движения точки r(t).
Поскольку задание одной векторной величины r эквивалентно заданию трех ее проекций x, y, z на оси координат, от векторного способа легко перейти к координатному. Если ввести единичные векторы i, j, k ( i = j = k = 1), направленные соответственно вдоль осей x, y и z (рис. 2), то, очевидно, закон движения может быть представлен в виде*)
r(t) = x(t)i
+y(t)j+z(t)k.
(1)
Преимущество векторной формы записи перед координатной в компактности (вместо трех величин оперируют с одной) и часто в большей наглядности.
Рис. 2 |
Пример. На неподвижную проволочную полуокружность надето маленькое колечко М, через которое проходит еще прямолинейный прут АВ (рис. 3), равномерно вращающийся вокруг точки А ( = t, где =const). Найти законы движения колечка М вдоль стержня АВ и относительно полуокружности.
Рис. 3 |
Для решения первой части задачи воспользуемся координатным способом, направив ось х декартовой системы вдоль стержня и выбрав ее начало в точке А. Поскольку вписанный АМС прямой (как опирающийся на диаметр),
x(t) = AM = 2Rcos
= 2Rcoswt,
где R радиус полуокружности. Полученный закон движения называется гармоническим колебанием (колебание это будет продолжаться, очевидно, лишь до того момента, пока колечко не дойдет до точки А).
Вторую часть задачи будем решать, используя естественный способ. Выберем положительное направление отсчета расстояния вдоль траектории (полуокружности АС) против часовой стрелки (рис. 3), а нуль совпадающим с точкой С. Тогда длина дуги СМ как функция времени даст закон движения точки М
S(t) = R2
= 2R
t,
т.е. колечко будет равномерно двигаться по окружности радиусом R с угловой скоростью 2 . Как явствует из проведенного рассмотрения,
нуль отсчета времени в обоих случаях соответствовал моменту, когда колечко находилось в точке С.
Рис. 4 |
1. Основные понятия. Введем основные кинематические характеристики движения точки, рассматривая сразу ее криволинейное, т.е. происходящее по криволинейной траектории, движение. Аналогичные характеристики более простого прямолинейного движения будут вытекать из нашего рассмотрения как частные случаи.
Рассмотрим два положения движущейся точки, разделенные некоторым конечным интервалом времени t (рис. 4). Пусть в момент t1 она занимала положение М1, определяемое радиус-вектором r1{x1,y1,z1}, а в момент t2 положение М2, задаваемое радиус-вектором r2{x2,y2,z2} (в фигурных скобках после обозначения вектора мы, когда это необходимо, будем указывать его проекции на оси координат). Вектор
r
= r2–r1
(2)
называется вектором перемещения или просто перемещением точки за промежуток времени t = t2–t1. Отношение перемещения r к промежутку времени Dt, за которое это перемещение произошло, называется вектором средней скорости vср в течение интервала t:
vср= r/ t =(r2 – r1)/(t2 – t1). (3)
Вектор этот имеет, очевидно, то же направление, что и r, и величину, выраженную в других единицах. При уменьшении интервала времени (и фиксированном значении t1) точка М2 будет неограниченно приближаться к М1. При этом вектор r будет тоже уменьшаться по величине, а направление его все ближе подходить к направлению касательной к траектории в точке М1. Вектор
, (4)
т.е. предел, к которому
стремится вектор средней скорости при
t
0, называется мгновенной скоростью или
просто скоростью точки в момент t1.
Это производная радиус-вектора r
по времени t. Она направлена по касательной
к траектории в сторону движения точки.
Здесь использована одна из общепринятых
форм записи производных в виде отношения
бесконечно малого приращения dr
функции (в данном случае векторной) к
бесконечно малому приращению аргумента dt.
Соотношения (2) (4) могут быть написаны в проекциях на оси координат (т.е. вместо каждого из них представлены по три их проекции). Например, из (2) и (4) следует
rx=x2 -
x1=
x,
ибо, очевидно, проекция разности двух векторов равна разности их проекций,
Таким образом, проекция скорости движущейся точки на какую-либо из осей (например х) равна производной соответствующей координаты по времени (производные по времени первого, второго и т.д. порядков чаще обозначают не штрихами рядом с буквой, а точками над ней).
Под путем, пройденным точкой за время t, понимают длину траектории (описанной ей за это время), отсчитанную в направлении движения точки. Если в каких-то местах траектории точка останавливалась и меняла направление движения на противоположное, то для расчета пути нужно разбить траекторию на участки, где точка двигалась без остановок, и сложить их длины. Таким образом, с течением времени путь может только нарастать.
Если разделить пройденный путь l на интервал времени t, то получим средний модуль скорости |v|ср в течение этого интервала:
. (5)
Рис. 5 |
Вектор средней скорости (3) и средний модуль скорости (5) совершенно различные характеристики движения. Первая указывает направление перемещения точки и по величине может принимать любые, в том числе и нулевые, значения. Вторая не имеет направления, характеризует пройденный путь и всегда положительна.
Пример. Маленький шарик, висящий на нерастяжимой нити, отклонили от положения равновесия на некоторый угол и отпустили без начальной скорости (рис. 5). Пройдя положение равновесия и отклонившись в другую сторону, он через некоторое время (период) Т снова придет в исходное состояние и далее многократно будет повторять описанное движение. Найти вектор перемещения и пройденный путь за время 3T/2, а также вектор средней скорости и средний модуль скорости в течение интервала 4Т.
Из соображений симметрии понятно, что через время 3T/2 шарик будет в положении В. Вектор, соединяющий начальную и конечную точки, и будет перемещением шарика за время 3T/2:
r1 = AB.
При расчете пути необходимо принять во внимание, что за время движения шарик дважды остановится (через время Т/2 в точке В и еще через Т/2 в точке А), разбивая траекторию на три равных участка, накладывающихся друг на друга. Стало быть, длина пути l1 равна утроенной длине такого участка, т.е.
l1 = 3 l0,
где l0 длина дуги АВ.
Для решения второй части задачи учтем, что через время 4Т шарик вернется в положение А. Следовательно, векторы перемещения и средней скорости будут равны нулю:
r2 = 0, vср = 0.
Пройденный за это время путь l2, очевидно, равен длине дуги АВ, умноженной на число полупериодов Т/2 в рассматриваемом интервале 4Т, так что средний модуль скорости
| v
|ср=8
l0/4T=2
l0/T.
Рис. 6 |
Наиболее полно движение точки характеризует, конечно, ее мгновенная скорость v, заданная в любой момент времени. Если она постоянна по величине и направлению, то такое движение называется равномерным прямолинейным. Если v меняется, то движение называется ускоренным. Изменение вектора v за какой-либо интервал времени t характеризуют средним ускорением aср в течение этого интервала.
Пусть v1 скорость точки в момент t1, а v2 в момент t2 (рис. 6). Вектор
, (6)
называется средним ускорением точки за промежуток времени t = t2 - t1. Напомним, что для построения разности двух векторов v2 и v1, выходящих не из одной точки, нужно предварительно совместить их начала, например, перенеся, как это сделано на рис. 6, вектор v2 в точку М1 (сохраняя, конечно, его величину и направление): .
Переходя в (6) к пределу при t 0 (т.е. поступая так же, как при определении мгновенной скорости), получим мгновенное ускорение (или просто ускорение)
, (7)
характеризующее движение точки в какой-то момент времени. Вектор a может быть, конечно, представлен и тремя своими проекциями на оси координат:
. (8)
| |=|n|=1 Рис. 7 |
А как он ориентирован относительно траектории движения? Мгновенная скорость, как мы видели, всегда направлена по касательной к ней. Понятно, что для ответа на поставленный вопрос одного вида траектории мало: в общем случае ускорение не будет совпадать по направлению с касательной к траектории и наряду с продольной составляющей, учитывающей изменение вектора v по величине, будет иметь поперечную, характеризующую скорость его поворота. Если ввести единичные векторы t и n, направленные соответственно вдоль скорости и перпендикулярно к ней в сторону ее поворота (рис.7), то вектор a, очевидно, можно представить в виде
=
+
n,
(9)
где и ¾ так называемые тангенциальная и нормальная проекции ускорения, а v и vn ¾ проекции вектора приращения скорости на те же направления и n. Найдем и .
2. Тангенциальное и нормальное ускорения. Рассмотрим участок траектории движущейся точки и какие-либо два ее положения М1 и М2, разделенные малым интервалом времени (рис.8,а). Пусть в положении М1, соответствующем моменту t1, скорость точки равна v1, а в положении М2 ¾ v2. Построим вектор v=v2 -v1 (как это мы делали при определении среднего ускорения) и найдем его проекции v и vn на тангенциальное и нормальное направления, задаваемые векторами и n, проведенными через точку М1 (рис. 8, б):
v =|v2 |cos |v1 | v2 | v1 |,
vn=|v2 |sin | v2 | ,
Рис. 8 |
где угол между v1 и v2 (мы учитываем, что угол этот мал, так что cos 1, а sin ) Если восставить в точках М1 и М2 перпендикуляры к траектории, то они пересекутся, очевидно, под тем же углом (рис. 8, а).
Разделим теперь написанные выражения на интервал и устремим его к нулю (зафиксировав момент t1). При этом и , так что
*) (10)
Для отыскания последнего предела учтем, что при неограниченном уменьшении угла длины отрезков M1O и M2O (рис. 8, а) будут, сближаясь, стремиться к некоторому значению R, которое называется радиусом кривизны траектории в точке М1. В пределе бесконечно малый участок кривой М1М2 сольется с дугой окружности радиусом R и, следовательно, длина этого участка может быть выражена формулой s R . Одновременно скорость v2 будет тоже неограниченно приближаться к v1, т.е.
.
Таким образом,
. (11)
Итак, при движении точки по произвольной кривой ее ускорение всегда может быть представлено в виде суммы двух составляющих тангенциальной и нормальной:
. (12)
Первая направлена по касательной к траектории и по величине определяется производной модуля скорости по времени (если скорость убывает, то dv/dt<0 и тангенциальное ускорение направлено навстречу скорости). Вторая ориентирована перпендикулярно к траектории в направлении ее загиба (в сторону вогнутости) и зависит от величины скорости и радиуса кривизны траектории. Чем больше скорость точки и кривизна ее траектории, тем, очевидно, быстрее меняется скорость по направлению и, следовательно, больше нормальное ускорение.
Замечание. В проведенном анализе мы неявно предполагали, что рассматриваемый участок траектории является плоским, т.е. целиком лежит в плоскости рисунка. Возникает вопрос, а не будет ли в общем случае пространственной кривой (например, винтовой линии) ускорение содержать еще одну составляющую, перпендикулярную плоскости (n, ). Нетрудно понять, однако, что такой составляющей не будет. Надо только из всех плоскостей, проходящих через касательную к кривой в данной точке, выбрать ту, в которой лежит бесконечно малый элемент этой кривой. Для этого достаточно провести плоскость через три бесконечно близкие точки траектории. В ней рассматриваемый участок можно считать плоским, и наш анализ остается в силе (так происходит потому, что все его результаты получены путем предельного перехода при стягивании отрезка кривой к точке). Таким образом, проведенное рассмотрение оказывается справедливым в самом общем случае.
Пример 1. Прямолинейное движение точки. Радиус кривизны прямолинейной траектории , а потому нормальное ускорение здесь отсутствует. Тангенциальное же, вообще говоря, отлично от нуля и в зависимости от того, увеличивается или уменьшается скорость по модулю, направлено вдоль скорости движения тела или навстречу ей. Если ускорение постоянно, то говорят, что точка движется равноускоренно. Найдем для этого случая вектор мгновенной скорости v(t) и закон движения точки.
Направим одну из осей системы координат (например x) вдоль траектории; тогда движения вдоль других происходить не будет, т.е.
ay=az=0,
vy=vz=0, y=z=0.
Пусть ускорение вдоль x равно ax=const. Поскольку ускорение есть производная скорости по времени: , для отыскания скорости нужно найти такую функцию времени, производная которой постоянна. Это, очевидно, линейная функция
,
где С некая константа (при любом значении С ). Смысл ее может быть найден, если положить t=0: vx(0)=С. Таким образом,
, (13)
где v0x=vx(0) начальная скорость точки. Итак, вектор мгновенной скорости v(t) направлен вдоль (или навстречу) оси x, и проекция его на эту ось линейно меняется со временем.
Для получения закона движения x(t) вспомним, что найденная нами скорость, в свою очередь, является производной координаты по времени. Однако теперь эта производная уже не постоянна, а линейно зависит от времени. Тем не менее и здесь нетрудно подобрать функцию, имеющую заданную производную: константа в (13) дает линейный член по t, а линейная составляющая квадратичный. Кроме того, появится еще произвольная постоянная D, которая при дифференцировании исчезнет. Стало быть,
.
Полагая, как и выше, t=0, находим смысл константы D: x(0)=D. Окончательно
Рис. 9 |
, (14)
где x0 начальная координата точки. Закон ее движения вдоль оси x квадратичная функция времени.
Пример 2. Тело брошено под углом к горизонту с некоторой начальной скоростью v0 (рис. 9). Пренебрегая сопротивлением воздуха, найти радиус кривизны R его траектории в верхней точке.
Расположим оси координат, как показано на рис. 9, и разложим скорость на две составляющие: горизонтальную и вертикальную. Далее воспользуемся известным из динамики фактом, что движение вблизи поверхности Земли происходит с постоянным ускорением g, направленным вертикально вниз. Это значит, что горизонтальная проекция скорости сохраняется, а вертикальная меняется в соответствии с (13) по линейному закону. В верхней точке vy=0, vx=v0cos и вектор скорости горизонтален. Следовательно, ускорение g в этой точке перпендикулярно траектории и, таким образом, является нормальным ускорением. Из (11) , откуда .
Как уже отмечалось, одно и то же движение в различных системах отсчета может выглядеть совершенно по-разному. Для описания движения часто необходимо бывает знать, как при переходе из одной системы в другую меняется мгновенная скорость точки. Правило это и представляет собой содержание так называемой теоремы о сложении скоростей.
Рис. 10 |
Итак, рассмотрим две системы отсчета P и Q, произвольно движущиеся относительно друг друга. Примем условно одну из них, например P, за неподвижную и назовем лабораторной системой, а другую Q, будем считать движущейся. Пусть в подвижной системе точка имеет некую мгновенную скорость, которую назовем относительной скоростью и обозначим как vотн. Чему будет равна ее скорость в лабораторной системе (так называемая абсолютная скорость) vабс, если известно, как движется в данный момент подвижная система относительно неподвижной?
Для ответа на этот вопрос нарисуем два положения 1 и 2 системы Q и точки в ней, разделенные малым интервалом времени t (рис. 10; чтобы не загромождать рисунок, на нем изображено лишь тело отсчета системы Q). Здесь AB= rотн вектор относительного перемещения точки за время t в системе Q. АA перемещение той точки подвижной системы (относительно лабораторной), с которой совпадает в данный момент движущаяся точка; оно называется переносным перемещением и обозначается как rпер. И наконец, АB = rабс абсолютное перемещение точки в системе Р. Из рис. 10, очевидно, rабс= rпер+А B . Разделим теперь это соотношение на t и перейдем к пределу при . При этом по определению скорости
,
(15)
где vпер так называемая переносная скорость. Что же касается перемещения А B , то нетрудно видеть, что при безграничном уменьшении t положение 2 системы Q сколь угодно близко подходит к положению 1, а потому вектор А B (уменьшаясь по величине) стремится совпасть с вектором АВ= rотн. Стало быть,
, (16)
и, следовательно,
vабс=vпер+vотн. (17)
Это и есть содержание теоремы о
сложении скоростей: абсолютная
скорость точки равна векторной сумме ее
переносной и относительной скоростей.
Отметим, что приведенный вывод теоремы справедлив в самом общем случае произвольного движения подвижной системы, включая и ее вращение. При этом различные точки Q будут иметь разные скорости. В (17) же входит скорость vпер вполне определенной точки этой системы, а именно той, с которой совпадает в данный момент движущаяся частица.
Рис. 11 |
Пример. С какой минимальной скоростью u должен двигаться автомобиль под дождем, чтобы его заднее стекло оставалось сухим? Скорость капель дождя вертикальна и равна v, стекло наклонено к вертикали под углом (рис. 11).
Найдем скорость капель дождя в движущейся системе координат, связанной с автомобилем. В соответствии с нашими определениями v абсолютная, а u переносная скорости капель. Из (17) их скорость относительно автомобиля
vотн=
vабс-vпер= v -
u = v +(-
u).
Таким образом, в системе,
связанной с движущимся автомобилем, дождь
окажется уже косым (см. рис.11), причем угол
наклона vотн к
вертикали тем больше, чем выше скорость
автомобиля. Чтобы заднее стекло оставалось сухим, этот угол
должен быть, очевидно, не меньше
. Отсюда
получаем величину минимальной скорости
автомобиля u=vtg
.
Замечание 1. Напомним еще раз, что мы рассматриваем нерелятивистские, т.е. далекие от световых, скорости. В общем случае произвольных скоростей формулы их преобразования из одной системы в другую заметно усложняются. Из этих формул, в частности, следует, что если vотн=c и vпер=c, где с скорость света, то vабс равна не 2с, как это получалось бы в ньютоновой механике по формуле (17), а тоже с. Движение со скоростями, большими скорости света, невозможно. При vотн, vпер<<c релятивистский закон сложения скоростей, естественно, переходит в (17).
Замечание 2. Наряду с вопросами преобразования скоростей встают аналогичные вопросы с трансформацией ускорений. Будет ли абсолютное ускорение равно сумме относительного и переносного? Да, показывают расчеты, но только при условии, что движущаяся система не вращается.
При наличии вращения формула для ускорений, аналогичная (17), перестает быть справедливой: в ее правой части появляется еще одно слагаемое так называемое кориолисово ускорение, пропорциональное угловой скорости вращения подвижной системы.
*) Такая ситуация, однако, как показывают специальные, более тонкие, эксперименты, остается справедливой не всегда, а имеет место лишь при описании объектов, движущихся со скоростями, много меньшими скорости света. В общем случае движения с произвольными скоростями рассматриваемые понятия оказываются уже связанными и предстают перед нами в виде единой категории пространства-времени. Это означает, что результаты измерений длин и времен, проведенных в разных системах отсчета, получаются, вообще говоря, различными, причем при переходе из одной системы в другую они преобразуются по определенным законам.
**) Наряду с рассмотренными прямыми, или непосредственными, методами измерения длин и времен на практике часто используются косвенные, когда измеряется не сама исследуемая величина, а другая, связанная с ней определенной функциональной зависимостью. Из результатов этих измерений искомая величина уже вычисляется по известным формулам (например, радиолокационный способ определения расстояний, метод измерения больших времен на основе закона радиоактивного распада и т.п.). Мы, однако, на таких способах останавливаться не будем).
***) Точнее, эталоном длины служил образец, изготовленный во Франции по результатам измерения длины меридиана (как одна сорокамиллионная его часть). Позже выяснилось, что этот образец не совсем точен, однако он все же был оставлен в качестве эталона.
****) Тело отсчета должно быть твердым для того, чтобы с ним можно было жестко связать координатную систему.
*) В кинематике "материальность" точки, т.е. наличие у нее массы, несущественна и она может рассматриваться как точка геометрическая.
**) Здесь имеется в виду кинематический закон движения. Его не следует путать с законами движения, изучаемыми в динамике (см. ниже).
*) Напомним, что числа x, y и z называются проекциями радиус-вектора r на соответствующие оси координат, а векторы xi, yj, zk - его составляющими вдоль этих осей.
*) Наряду с обычной формой записи модуля какого-либо вектора |c| мы будем использовать более компактную: c |c|.